Как выглядит скоростной общественный автобус на бетонных рельсах

Как выглядит скоростной общественный автобус на бетонных рельсах
Как выглядит скоростной общественный автобус на бетонных рельсах

Продолжает развиваться необычный вариант скоростного общественного транспорта – по специально проложенным бетонным рельсам автобусы могут двигаются со скоростью до 100 км/ч. В 2018 году была расширена транспортная система O-Bahn Busway в Аделаиде, Южная Австралия.

Как объединили автобус и поезд

Вначале попробуем разобраться с историей и терминологией – первые «рельсовые автобусы» появились в Германии в 70-х годах прошлого века, в Австралии в 80-х и в Великобритании в 90-х. Такая транспортная система получила название «шпурбус» (от немецкого Spurbus), а в англоязычных странах используют термин «guided bus». В Австралии с 1986 года функционирует транспортная система O-Bahn Busway, которая позволяет обычным автобусам двигаться по специально проложенным бетонным рельсам со скоростью до 100 км/ч, хотя недавно максимальная скорость была ограничена в целях безопасности до 85 км/ч.

Как выглядит скоростной общественный автобус на бетонных рельсах
Австралийский вариант направляемого автобуса по бетонным рельсам

В общем случае все еще не существует «идеального типа» общественного транспорта для всех. Метрополитен – отлично, но дорого и громоздко, поезда – хорошо и быстро, но опять же, не универсальный вариант, автобус – удобно, он может заехать почти куда угодно, но медленно, ведь транспортные пробки мешают соблюдению графика движения. Вот и попытались инженеры объединить преимущества различных видов общественного транспорта – так и появился рельсовый автобус с выделенной трассой, оборудованной бетонными рельсам и туннелями для скоростного движения без всяких помех.

Как выглядит скоростной общественный автобус на бетонных рельсах
Дополнительные «управляющие колесики» не препятствуют обычному движению

Одно их главных преимуществ трасс такого типа – они требуют лишь минимального переоборудования обычных автобусов. Несложный механизм управляет рулевым колесом за счет небольших «дополнительных колесиков», горизонтально смонтированных возле передних обычных колес автобуса. Эти «управляющие колесики» при движении прижимаются к бетонным вертикальным направляющим трассы и позволяют транспортному средству точно следовать по специальной дороге. Водитель практически не участвует в рулевом управлении при движении по бетонным рельсам, но, естественно, берет на себя полный контроль при движении по обычным дорогам и улицам. И еще одно преимущество рельсового автобуса – нет необходимости строить специальные рельсовые депо, ведь этот же автобус спокойно обслуживается на стандартных станциях.

Как это работает в Кембридже и Аделаиде

Самой длинной в мире трассой для направляемых автобусов (guided bus) считается сервис «The Busway», работающий в Кембридже с 2011 года. Общая протяженность бетонных рельс составляет около 25 км, а автобусы двигаются со скоростью до 90 км/ч. Уже за первый год эксплуатации было совершено около 2,5 млн поездок. На фотографиях хорошо видно обилие зелени на этой трассе – специальная дренажная система позволяет траве расти между бетонными направляющими, а соседние пешеходные дорожки обрамлены зелеными насаждениями.

Как выглядит скоростной общественный автобус на бетонных рельсах
На специальной дороге — «направляющие колесики» удерживают автобус на трассе

Услуга общественного скоростного рельсового автобуса достаточно популярна, ведь это удобно, быстро и безопасно. Конечно, даже несмотря на то, что работа водителя сильно упрощается автоматическим удержанием автобуса на трассе – дорожно-транспортные пришествия, редко, но случаются. За почти семь лет эксплуатации – четыре раза направляемые автобусы сошли с трассы из-за превышения скорости и ошибок водителей при смене участков дорог. «The Busway» планируют расширять, а в будущем – использовать и беспилотные автобусы.

Как выглядит скоростной общественный автобус на бетонных рельсах
Зеленый «The Busway» в Кембридже

O-Bahn Busway в Аделаиде, Южная Австралия был введен в эксплуатацию в 1986 году и с тех пор постоянно развивается. В конце 2017 года был построен дополнительный участок, включающий в себя 670-метровый туннель. Общая протяженность трассы с бетонными рельсами составляет 12 км, ежедневно обслуживается более 31 тыс. пассажиров. Транспортная система O-Bahn была разработана немецкой компанией Daimler-Benz для совместного использования автобусами и трамваями транспортных туннелей в немецком городе Ессен.

Как выглядит скоростной общественный автобус на бетонных рельсах
O-Bahn Busway в Аделаиде

Трудно однозначно оценить эффективность такого необычного направляемого автобуса, двигающегося по специальным трассам с бетонными рельсами. Раз в Кембридже и Аделаиде продолжают развивать это направление – значить все хорошо с таким типом общественной услуги в этих конкретных городах. Почему этот вариант почти не развит в других странах – наверное, он все-таки не настолько универсален и во многих случаях существуют более эффективные решения. И в заключение – небольшой видеоролик 2018 года, иллюстрирующий реальную работу O-Bahn Busway.

Статья была вам интересна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Новости партнеров

Еще интересные публикации