Мертвая рыба как «движущая сила» круизных лайнеров Hurtigruten

Мертвая рыба как «движущая сила» круизных лайнеров Hurtigruten
Мертвая рыба как «движущая сила» круизных лайнеров Hurtigruten

Компания Hurtigruten, крупный норвежский круизный оператор, объявила о переводе шести своих океанских лайнеров с тяжелого флотского мазута на смесь из природного газа и биотоплива, на основе мертвой рыбы. Переоборудование должно завершиться к 2021 году.

Биотопливо для лайнеров – во благо или во вред?

Вопрос, вынесенный в подзаголовок, несомненно, является в большей степени риторическим, ведь ответить на него однозначно не представляется возможным. Масштабное использование биотоплива на основе мертвой рыбы и других органических отходов для огромных круизных лайнеров еще полностью не изучено с точки зрения всех возможных последствий такой стратегии.

Прежде всего следует отметить важность любых изменений в топливной стратегии для больших морских судов. Пока экологи активно борются с бензиновыми и дизельными автомобилями – выбросы сернистых соединений в атмосферу от морских перевозок, по некоторым оценкам, превосходят весь автопарк планеты в 300 раз. Конечно, объем выбросов сокращается, но вот данные от Немецкой природоохранительной ассоциации (NABU) за 2017 год:

Круизный корабль среднего размера может использовать более 100 тонн топлива в день, производя столько частиц оксида серы, сколько 1 млн автомобилей.

Исследователями было обнаружено, что высокосернистое топливо, используемое морскими судами, приводит к выбросам в атмосферу оксида серы, способствующего подкислению морей и дождей. Озабоченность по этому вопросу привела к тому, что Международная морская организация установила к 2020 году предельный уровень содержания серы в топливе на уровне 0,5%. Таким образом, с 1 января 2020 года судам будет запрещено использовать «грязный мазут», т.е. сжигать любое топливо с содержанием серы выше 0,5%.

Мертвая рыба как «движущая сила» круизных лайнеров Hurtigruten

Итак, Hurtigruten – крупная норвежская компания со 125-летней историей, управляющая флотом из 17 океанских круизных лайнеров, объявила в своем пресс-релизе о том, что шесть судов с 2021 года будут использовать сочетание биогаза, сжиженного природного газа и больших аккумуляторных батарей. «Пока конкуренты работают на дешевом, загрязняющем мазуте, наши корабли буквально будут питаться природой», – сказал в своем заявлении Даниэль Скьельдам, главный исполнительный директор Hurtigruten.

«Биогаз – самое зеленое топливо в судоходстве и будет огромным преимуществом для окружающей среды. Мы хотели бы, чтобы и другие круизные компании последовали за нами», – добавил Скьельдам.

На сегодняшний день круизная отрасль чувствует себя отлично, можно даже сказать, что она процветает. Аппетит к океанским и морским путешествиям растет, экзотические виды и роскошные лайнеры продолжают притягивать миллионы туристов. Естественно, что увеличивается и воздействие на окружающую среду от постоянных морских путешествий множества людей. Компания Hurtigruten, хорошо известная своими круизами в Арктику и северные фьорды, одной из первых начала комплексную борьбу за экологию – переход на биотопливо, запрет одноразового пластика, гибридные двигатели.

Мертвая рыба как «движущая сила» круизных лайнеров Hurtigruten

Процесс сокращения вредных выбросов в атмосферу путем перехода на биотопливо в морских перевозках – это, без сомнения, хорошо. Но возникает вполне естественный вопрос – сможет ли мертвая рыба и другие органические отходы полноценно заменить миллионы тонн мазута? Экологи неоднократно отмечали неустойчивое состояние мировых запасов рыбы – попросту говоря, любое масштабное дополнительное извлечение органики из мирового океана может привести к катастрофическим последствиям и нарушить хрупкое равновесие.

Для небольшого количества судов – вполне будет достаточно естественных органических морских отходов, но вот что делать в будущем, когда состоится запланированный массовый переход на биотопливо? Конечно, краткосрочная норвежская стратегия кажется отличным решением почти со всех сторон, но для ее масштабирования необходимы дополнительные исследования. Ведь зависимость океанских лайнеров от мировых запасов рыбы – это что-то новое в круизных путешествиях.

Мертвая рыба как «движущая сила» круизных лайнеров Hurtigruten

Источник данных CNN

Статья была вам интересна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Еще интересные публикации: