Робот – подвинься! Новые профессии для человека в эпоху автоматизации

Робот – подвинься! Новые профессии для человека в эпоху автоматизации
Робот – подвинься! Новые профессии для человека в эпоху автоматизации

 

Большинство специалистов прогнозирует наступление масштабной автоматизации во всех сферах жизни уже в ближайшие несколько десятилетий. Человечество ждет глобальное потрясение от повсеместного внедрения ИИ (искусственного интеллекта). Но при грамотной перестройке системы образования и производства – востребованность человека не должна уменьшится, ведь в реальной жизни всегда возникают сложные неформализованные проблемы, с которыми ИИ без помощи человека не сможет справится.

Возникнет потребность в новом классе творческих специалистов. Известный эксперт, писатель и консультант Кристиан Мадсбьерг (Christian Madsbjerg) представляет в своей публикации четыре человеческих навыка, которые станут еще более востребованными в ближайшие годы.

Автоматизация – это не только борьба между людьми и новыми технологиями за рабочие места. Чем выше степень автоматизации всех процессов, чем больше мы начинаем полагаться на ИИ – тем востребование становятся творческие специалисты, эксперты и гуманитарии. Автоматизация – это симбиоз между человеком и ИИ, который объединяет все лучшее из обоих миров для повышения потенциала и людей, и машин.

Робот – подвинься! Новые профессии для человека в эпоху автоматизации

1. Контекстуализация

В общем смысле контекстуализация – это способность человеческого мозга восполнять недостающую информацию на основе фоновых знаний, сигналов, подаваемых нервной системой посредством извлечения дополнительных данных из контекста ситуации. Человек очень часто пользуется этим навыком при взаимодействии с постоянно меняющимся окружающим миром.

ИИ на основе машинного обучения – прекрасно справляется с формализованными проблемами на основе больших данных, но ИИ заходит в тупик, когда проблема еще не формализована. Например, пациент постепенно перестает принимать прописанное лекарство и следящий алгоритм немедленно сигнализирует об этом статистическом факте. Но что делать дальше – ИИ не знает и не понимает, что спросить у пациента. Только человек, который понимает, что значит жизнь с хроническим заболеванием, может правильно разобраться в ситуации и предложить варианты решения проблемы. Может пациент просто забывает принять лекарство, может его что-то раздражает и необходимо предложить альтернативы.

2. Любопытство (curiosity)

Множество открытий и достижений человечества были сделаны не по контракту или приказу, а на основе любопытства. Важность творческих и любознательных специалистов будет многократно возрастать в век автоматизации, при котором большинство рутинных процессов ляжет на плечи машин. Только человек, но основе природной любознательности, сможет «раздвигать границы» исследований и объединять невозможные, с точки зрения формализованного ИИ, разнотипные объекты.

3. Критическое мышление

Тревожные прогнозы экспертов о том, что информационные сети заполнят фальшивые новости практически полностью сбылись – наступила эпоха постправды. Это новое слово отражает пугающую тенденцию современного компьютеризированного мира. Постправда (post-truth) стала главным словом 2016 года по версии составителей Оксфордского словаря.

За последние годы мы увидели, что общество становятся более поляризованным. Люди все чаще склонны верить в так называемые «информационные пузыри», частично порожденные алгоритмами и ботами. В результате здоровый скептицизм и критическое мышление становятся важными и решающими навыками. Поскольку ИИ продолжает трансформировать нашу жизнь, нам понадобятся люди, хорошо разбирающиеся и в гуманитарных науках, чтобы задать правильные вопросы о том, что именно алгоритмы пытаются навязать нам.

Робот – подвинься! Новые профессии для человека в эпоху автоматизации

4. Этическое суждение (ethical judgment)

Алгоритм в принципе не может отличить «хорошее от плохого», если это каким-то образом не прописано в его коде. В обозримом будущем специалисты вряд ли смогут обучить ИИ хотя бы основным элементам этического суждения при принятии важных решений.

Бизнес не может полностью полагаться на ИИ из-за репутационных рисков. Например, после серии скандалов популярный сервис YouTube дополнительно привлекает людей в качестве модераторов контента. Ведь только люди, на основе этических суждений, могут определить и классифицировать загружаемые объекты и, например, ограничить контент для детей. Специалист по оценке этических рисков – такая услуга потребуется большинству крупных предприятий в самое ближайшее время.

Мир не распадется на две части – эти работы для роботов, а вот здесь работает человек. Будет совсем наоборот – творческие специалисты и гуманитарные эксперты помогут раскрыть весь позитивный потенциал ИИ и ограничить его менее желательные свойства.

По материалам Fastcompany

Статья была вам интересна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Еще интересные публикации: