Скоро Стамбул станет островом – строится амбициозный морской «Канал Стамбул»

Скоро Стамбул станет островом – строится амбициозный морской «Канал Стамбул»
Скоро Стамбул станет островом – строится амбициозный морской «Канал Стамбул»

«Канал Стамбул» – это название крупнейшего турецкого строительного проекта, в результате которого центральная европейская часть Стамбула станет островом, а Черное море соединится с Мраморным новым судоходным путем. Основная цель нового канала – минимизировать движение в Босфорском проливе и снизить риски при перевозке нефти танкерами. «Канал Стамбул» должен начать свое функционирование в 2023 году – к 100-летию со дня основания Турецкой Республики.

История масштабного проекта

Первые стратегические намерения осуществить масштабный проект были озвучены в Турции еще в 2011 году. Через два года Министерство транспорта завершило разработку обоснования проекта, а в конце 2017 года правительством был представлен окончательный проект будущего «Канала Стамбул». Летом этого года президент Турции Реджеп Эрдоган, выступая на съезде правящей партии, заявил о готовности страны приступить к осуществлению амбициозного проекта. По обоим сторонам канала будут построены новые городские кварталы, к которым будет проведено метро. «Это самый крупный проект в истории Турции, представляющий собой стратегическое значение для страны. Мы готовы к его реализации», – подчеркнул Эрдоган.

Скоро Стамбул станет островом – строится амбициозный морской «Канал Стамбул»
«Канал Стамбул» пройдет по европейской части города (желтая линия). Сверху — Черное море, снизу — Мраморное море.

Основные параметры нового стратегического водного пути, призванного минимизировать движение в Босфорском проливе:

  • длина 43 км, ширина 400 м, глубина – около 25 м;
  • пропускная способность – 150-160 грузовых кораблей в сутки;
  • ориентировочный бюджет – около $10 млрд;
  • 5000 человек примут участие в строительстве;
  • планируемая дата завершения проекта – 2023 год.

Естественно, что в процессе грандиозной стройки многие параметры могут изменится – некоторые издания оценивают длину канала до 50 км, указывают различные значения ширины сооружения, но все прогнозы подтверждают тот факт, что «Канал Стамбул» сможет пропускать самые большие суда и полностью заменить Босфорский пролив.

Зачем нужен новый канал

Политический аспект – Турция активно развивается и строится: самый крупный аэропорт в мире скоро откроется в Стамбуле, сооружаются рекордные мосты и туннели, всего реализуется около 30 крупных инфраструктурных проекта в рамках программы «Стратегия-2023». Страна демонстрирует свою силу и возможности, а также готовится масштабно отпраздновать 100-летие образования Турецкой Республики.

Скоро Стамбул станет островом – строится амбициозный морской «Канал Стамбул»
Центральная европейская часть Стамбула — станет островом. Слева — новый канал (черная стрелка), справа — пролив Босфор.

Экономический аспект – новый канал сможет увеличить водный транзит и существенно пополнить бюджет страны. Дело в том, что согласно международным соглашениям, Турция не может взимать плату с судов за прохождение по проливам Босфор и Дарданеллы, но к «Каналу Стамбул» эти ограничения не относятся. Проход по новой водной артерии будет платным.

Вопросы безопасности – большой транспортный трафик в Босфоре нередко приводит к авариям и столкновениям судов. Новый канал «заберет на себя» большую часть грузовых перевозок и уменьшит риски.

Скоро Стамбул станет островом – строится амбициозный морской «Канал Стамбул»
«Канал Стамбул» будет открыт в 2023 году

Экологические проблемы – как и всегда, у каждого нового масштабного сооружения есть противники. Экологи опасаются, что новая водная артерия нарушит экологический баланс и может привести к повышению уровня сероводорода в Мраморном море. Увеличится поток воды из Черного моря – жители опасаются гибели морских обитателей и неприятного запаха от канала. С другой стороны – новое сооружение повысит безопасность прохода танкеров и значительно уменьшит вероятность экологической катастрофы вследствие разлива нефти.

Эксперты рассматривают также множество других последствий сооружения нового канала – идут обсуждения различных геополитических и военных аспектов. Но «Канал Стамбул», рано или поздно, придется построить, ведь Босфор обмелел и просто не справляется со все увеличивающимися объемами грузовых перевозок.

Скоро Стамбул станет островом – строится амбициозный морской «Канал Стамбул»
Танкер проходит по Босфору
Статья была вам интересна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Еще интересные публикации: