Слишком дорого – «солнечные дороги» во Франции оказались неэффективными

Слишком дорого – «солнечные дороги» во Франции оказались неэффективными
Слишком дорого – «солнечные дороги» во Франции оказались неэффективными

Успехи солнечной энергетики несомненны, но не во всех сферах применения солнечные панели оказываются эффективными. Около четырех лет тому назад в нескольких странах приступили к реализации смелой и необычной идеи – заменить асфальт на дорогах солнечными панелями. Постепенно начинают появляться первые результаты тестовых испытаний нового дорожного покрытия и они, мягко говоря, особо не впечатляют. Так, например, во Франции коэффициент мощности «солнечной дороги» составил всего 4%, а общая выработка электроэнергии, даже после неоднократно пониженных прогнозных величин, составила всего 50% от запланированных мощностей.

Красиво, футуристично, но малоэффективно

Обратимся к конкретным результатам работы одной из первых «солнечных дорог» во французском городке Турувр-о-Перше. В конце декабря 2016 года состоялось торжественное открытие инновационной трассы, которая должна была обеспечить, как минимум, общественное освещение для 5 тыс. жителей. Общая площадь специального покрытия дороги – 2800 кв. м, максимальная мощность всего участка – 420 кВт. Новаторский проект обошелся в 5 млн евро, что немедленно вызвало многочисленную критику таких значительных затрат на достаточно маломощную солнечную электростанцию.

Слишком дорого – «солнечные дороги» во Франции оказались неэффективными
Торжественное открытие дороги с солнечными панелями в Турувр-о-Перше

Французское правительство поддержало проект инновационной дороги и даже анонсировало строительство около 1 тыс. км аналогичных трасс в течении пяти лет. На самом деле с новаторским дорожным покрытием все хорошо – обеспечивается достаточное сцепление шин, дорожные солнечные панели выдерживают вес любого грузовика, а при отсутствии транспортных средств вырабатывается электроэнергия. Согласно предварительным расчетам автомобили, заслоняющие солнечный свет, должны были понизить выработку энергии всего на 20%.

Слишком дорого – «солнечные дороги» во Франции оказались неэффективными
Тестовый французский участок «солнечной дороги»

Уже в самом начале реализации французского проекта эксперты обращали внимание на неизбежные проблемы с выработкой электроэнергии от дорожного полотна. Главный недостаток «солнечных дорог» – неоптимальное расположение панелей относительно угла падения солнечных лучей. По результатам работы панелей в 2017 году они «потеряли» около 58% мощности именно вследствие «плохого угла наклона». Эти результаты получены при сравнении с эффективностью солнечных электростанций, расположенных в этом же регионе Франции. Дальнейшее падение эффективности инновационного покрытия связано с неизбежной пылью и грязью на дороге, ограничивающей проникновение солнечных лучей. В жаркое время года дорожное полотно нагревается сильнее, чем, например, панели на крыше дома – и это повышение температуры также снижает выработку электроэнергии. За каждый градус выше оптимальной температуры приходится платить 0,5% общей энергоэффективности.

Слишком дорого – «солнечные дороги» во Франции оказались неэффективными
С «дорожными солнечными панелями» экспериментируют в нескольких странах

Таким образом, сочетание нескольких факторов и привело к тому, что по результатам первого года работы – коэффициент мощности «солнечной дороги» составил всего 4%. Для сравнения, солнечная электростанция Cestas около французского города Бордо достигла коэффициента мощности около 14% за аналогичный период работы. Более того, при расчете затрат на единицу установленной мощности – классическая солнечная электростанция оказывается в 10 раз дешевле. До старта французского пилотного проекта прогнозировалась общая выработка участка «солнечной дороги» в 1800 кВт*ч в день, затем оценки понизили до 800 кВт*ч в день, а через год реальной работы фактически получили среднюю величину 409 кВт*ч в день, что почти на 50% ниже даже пессимистических прогнозов.

Неужели все так плохо?

Тестовый участок новой «солнечной дороги» успешно работает и за первый год эксплуатации обеспечил исследователей всей необходимой информацией для анализа. Критики «негодуют» по поводу огромных затрат, оптимисты успокаивают, что для инновационного проекта все не так страшно. Реалисты спокойно советуют использовать достаточно эффективные классические солнечные электростанции и установить необходимое количество зарядных станций для электромобилей.

Да, конечно, идея зарядки электромобилей на ходу очень красиво реализуется на «солнечных дорогах», но экономическая неэффективность такого решения может помешать дальнейшему развитию этой технологии во Франции. Ждем информации для анализа из Китая и США, где уже ввели в эксплуатацию аналогичные тестовые участки дорог на солнечных панелях. Судя по имеющимся данным на сегодняшний день, только при определенных благоприятных условиях «солнечные дороги» смогут занять свою небольшую нишу в качестве альтернативного источника энергии.

Слишком дорого – «солнечные дороги» во Франции оказались неэффективными
Китайская «солнечная дорога»

Источник данных Theconversation

Статья была вам интересна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Еще интересные публикации:

Интересные публикации и предложения партнеров: