Четыре барьера на пути успеха электромобилей

Четыре барьера на пути успеха электромобилей

Еще совсем недавно, каких-то 10-15 лет тому назад, электромобили рассматривали как дорогостоящую игрушку с сомнительными перспективами. А сегодня – тенденция перевода всего и вся на электрическую тягу охватывает большинство стран. Политики десятков государств наперебой обещают не только всячески развивать электротранспорт, но и полностью отказаться в ближайшие десятилетия от автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.

Да, конечно, никто и не спорит с очевидным – электромобили имеют массу преимуществ перед транспортом на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) и в борьбе с изменением климата на планете именно электротранспорт должен сыграть решающую роль. Но ведущие специалисты все чаще задают неудобные вопросы и отмечают серьезные проблемы на пути успеха электромобилей. Издание Wired обобщило и сформулировало четыре потенциальные ловушки для нового типа транспорта.

          1. Сколько традиционных автомобилей с ДВС надо будет заменить?

Государства, которые планируют запретить автомобили с ДВС, становятся огромными новыми рынками сбыта электромобилей. Можно, вполне резонно, предположить, что спрос на личные автомобили останется неизменным – и тогда производителям необходимо будет в сжатые сроки поставить на новые рынки десятки миллионов электромобилей. Готовы ли производители так масштабно нарастить свои мощности? А что делать с попавшими под запрет традиционными автомобилями? Просто представьте себе вполне вероятную ситуацию в ближайшем будущем, при которой вслед за Великобританией и Францией – Китай, крупнейший покупатель авто в мире, отказывается от легкового транспорта на ДВС.

          2. Где взять так много аккумуляторных батарей?

Японские автогиганты, Toyota и Honda, все еще не прекращают попытки в разработке водородных топливных элементов – пока, к сожалению, без особого успеха. Таким образом массовый переход на электромобили будет, скорее всего, опираться на существующие технологии, т.е. использоваться будут литий-ионные батареи.

Где взять так много аккумуляторных батарей?

Полностью электрическим автомобилям потребуются большие аккумуляторные батареи, гибридному транспорту – возможно, хватит и немного меньших батарей, ведь газовые двигатели смогут работать как резервные. Но тем не менее – батарей надо будет много, очень много, даже слишком много для существующих производственных мощностей. На диаграмме отчетливо видно, как график потребления батарей электромобилями стремительно взмывает вверх над графиком потребления мобильных устройств. Производители аккумуляторов для бытовой электроники спокойно наращивают мощности в соответствии с растущим рынком. Но справятся ли они с гигантскими потребностями рынка электромобилей?

          3. Каким электричеством будем заряжать электромобили?

Очевидно, что бурный рост количества электротранспорта потребует масштабного строительства новых электрических заправочных станций. Если электроэнергия продолжит вырабатываться за счет сжигания ископаемого топлива, то переход на электромобили не даст никаких преимуществ с точки зрения вредных выбросов в атмосферу и сохранения климата на планете. Более того, в тех странах, где преобладают угольные электростанции – массовый переход на электромобили только ухудшит экологическую обстановку. Доля чистых возобновляемых источников в общемировом производстве электроэнергии все еще недостаточна. При существующем состоянии производства, например, в Индии не имеет никакого смысла переходить на электромобили.

          4. И опять про батареи – где взять так много сырья для их производства?

Предположим, что мы успешно решили проблемы увеличения экологически чистого производства электроэнергии и увеличили мощности линий по сборке литий-ионных аккумуляторов. Но ведь нам нужно будет добывать намного больше кобальта, лития и других сырьевых ингредиентов, чтобы создать все эти батареи – и делать это постоянно и стабильно.

И опять про батареи – где взять так много сырья для их производства?

На диаграмме хороши видны масштабы необходимого увеличения объёмов добычи редких материалов при текущих прогнозах развития электротранспорта. Необходимо будет не только добывать ингредиенты батарей, но и контролировать работу этой важной отрасли. Ведь, например, более 60% мирового кобальта поступает из Демократической Республики Конго, в которой используется детский труд и широко распространены нарушения прав человека. Не так просто будет обеспечить стабильность производства в такой стране.

Как же избежать этих ловушек и преодолеть препятствия на пути развития электромобилей? Необходимо совершенствовать всю отрасль целиком – от производства электричества экологичным способом и добычи материалов, до производства аккумуляторов и самих электромобилей. Научные лаборатории постоянно совершенствуют и разрабатывают новые батареи, уменьшая количество редких ингредиентов в них. Государства, которые запланировали запрет ДВС, увеличивают долю электростанций на возобновляемых источниках энергии. Растет осознание проблемы и понимания того, что для успеха электромобилей необходима существенная модернизация и всех связанных с автопроизводством отраслей.

По материалам Wired

Понравилась статья? Поделитесь ею и будет вам счастье!

Еще интересные публикации:

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*