
В 20-х гг. нашего столетия в архитектуре появился новый культ — Религия утилитарной Пользы: все должно быть полезно, разумно, экономично, функционально оправдано. Ничего бесполезного. Этот культ имеет разные названия: функционализм, рационализм, конструктивизм, в каждой стране его называют по-иному. Вот, что писал один из его первых поборников Б. Таун:
«1. Во главе всех требований, предъявленных к зданию, стоит требование его наивысшей утилитарности.
2. Применяемые материалы и конструкции должны быть полностью подчинены предыдущему тезису.
3. Красота здания определяется непосредственной связью его формы с его функцией, естественными свойствами материала и изяществом конструкций».
Ей, наивысшей утилитарности, должно быть подчинено все: материалы, конструкции и красота. Красота здесь следствие полезного. Она возникает сама собой, если все абсолютно полезно. Красота есть девидент с полезного.
Утилитарная польза овладела умами современных зодчих… Она является господствующей и поныне.
Ф. Кандела, знаменитый мексиканский инженер и архитектор, построивший ряд великолепных сооружений, где нашли широкое применение гиперболические своды-оболочки, считает, что подлинная архитектура начинается только с момента применения в строительстве оболочек. Античное зодчество нельзя считать настоящей архитектурой, — это лишь пластика, поскольку там, помимо необходимой и полезной конструкции, есть много утилитарно бесполезного.