«Новая эра» в авиации – путь к успеху или тупик?

«Новая эра» в авиации – путь к успеху или тупик?

Действительно историческое событие произошло 10 декабря 2019 года – канадская компания Harbour Air успешно осуществила первый в мире коммерческий полет полностью электрического самолета DHC-2 Havilland Beaver. Это не частный самолет, а настоящий «труженик» на электрической тяге, предназначенный для доставки грузов и пассажиров по регулярному маршруту.

Общее ликование и туманная перспектива

Трудно переоценить знаменательное событие, произошедшее 10 декабря 2019 года в Ванкувере. Обратимся к официальному пресс-релизу канадской компании Harbour Air:

Сегодня утром на реке Фрейзер в терминале Harbour Air Seaplanes в Ричмонде состоялся успешный полет ePlane DHC-2 Havilland Beaver с шестью пассажирами с помощью 750-сильной (л.с.) силовой установки magni500 (560 кВт). Самолет пилотировал Грег Макдугалл, основатель и генеральный директор Harbor Air. Этот исторический полет знаменует начало третьей эры в авиации электрической эры.

Практически все мировые СМИ радостно оценили этот тестовый полет как начало настоящей революции в авиации. Нисколько не умаляя выдающееся достижение канадской компании Harbour Air, попробуем разобраться – что именно произошло в начале декабря.

«Новая эра» в авиации – путь к успеху или тупик?

Начнем с гидроплана DHC-2 Havilland Beaver, спроектированного в далеком 1942 году и выпущенного в небо в 1948 году. Эти «рабочие лошадки» действительно очень популярны в Канаде, только в компании Harbour Air более 40 самолетов продолжают успешно осуществлять коммерческие перевозки. Конечно, для превращения в полностью электрический еBeaver гидроплан был серьезно модифицирован.

Новый электрический двигатель в еBeaver был размещен на месте старого, а вместо топливных баков – установлены аккумуляторы примерно равного веса.

На самом деле, можно назвать работу инженеров из компаний Harbour Air и MagniХ, авторы мотора, «почти идеальной», ведь гидроплан сохранил все свои летные характеристики при полной замене силовой установки. Как такого рода работы проводить на других моделях самолетов – пока не совсем понятно.

«Новая эра» в авиации – путь к успеху или тупик?

Итак, новый еBeaver успешно взлетел и приземлился на реку, проведя в воздухе всего несколько минут для фиксации исторического события. Теоретически, по словам разработчиков, установленной литий-ионной батареи может хватить на 30-35 мин полета. Таким образом, гидроплан может обслуживать коммерческие маршруты радиусом около 100 км без подзарядки.

Главная проблема всех электрических самолетов – по словам экспертов аккумуляторы имеют в 20-40 раз меньшую «плотность энергии», чем современное авиационное топливо.

На коротких дистанциях электрический гидроплан будет весьма эффективен, ведь он может быстро доставлять необходимые грузы и пассажиров на сотню километров. Дальнейшие перспективы развития полностью зависят от совершенствования современных аккумуляторных батарей, ведь при строительстве множества зарядных станций экономическая эффективность такого транспорта будет невысокой.

«Новая эра» в авиации – путь к успеху или тупик?

Впереди у компаний Harbour Air и MagniХ не менее двух лет специализированных испытаний нового летательного аппарата для получения всех разрешений и лицензий. Конечно, разработчики уверены в успешном сертифицировании еBeaver и намерены за ближайшие несколько лет перевести весь авиапарк на электрическую тягу.

По первым оценкам экономической целесообразности: «электрическое топливо» обходится в 15-30 дешевле, чем традиционный авиационный «керосин», а эксплуатационные расходы будут на 50-80% ниже в течении года.

Естественно, что помимо сокращения расходов, переход на электродвигатели улучшает экологическую обстановку и сокращает различного рода загрязнения природы.

Еще раз отметим выдающееся достижение компаний Harbour Air и MagniХ и реальное начало новой электрической эры в авиации. Но, к сожалению, множество важных вопросов пока еще остается без ответов. Как модифицировать, без потери летных качеств, другие модели самолетов? Что делать с более дальними полетами, не говоря уже о преодолении нескольких тысяч километров? И самый главный вопрос – а где взять огромное количество аккумуляторных батарей и как их затем утилизировать?

Очень может быть, что историческое достижение в Ванкувере так и останется частным случаем для специализированной «малой авиации». Ведь даже крупнейшие современные компании разрабатывают исключительно небольшие электро-самолеты – разнообразные аэромобили и аэротакси, которые ориентированы на короткие полеты в городах с частой подзарядкой на крышах небоскребов.

«Новая эра» в авиации – путь к успеху или тупик?

Статья была вам интересна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Новости партнеров

Еще интересные публикации