Новый «шелковый путь» 21-го века – $1 триллион и 71 страна

Новый «шелковый путь» 21-го века – $1 триллион и 71 страна
Новый «шелковый путь» 21-го века – $1 триллион и 71 страна

Государственная инициатива Китая «Belt and Road», объединяющая сухопутные транспортные коридоры и морские пути в Азии, Африке и Европе, включает в себя строительство новых объектов на территории 71 страны и оценивается в более чем $1 триллион.

Китай и масштабный мировой проект

Первые упоминания о гигантском китайском проекте датируются осенью 2013 года – новая государственная инициатива «Один пояс и один путь» была включена в список важных задач, поставленных перед правительством Китая. Этот масштабный проект часто называют BRI – «Belt and Road Initiative» (Пояс и путь), при этом под «поясом» подразумевают сухопутные транспортные коридоры, а «путь» символизирует международные морские грузовые маршруты.

На сегодняшний день Китай уже инвестировал в BRI более $210 млрд, в основном в азиатских странах, а китайские компании получило более $340 млрд на постройку объектов вдоль всего «пояса и пути».

Формально, новый проект ориентирован на Евразию, с «небольшим» участием Африки, но в реальности – BRI быстро превратился в глобальную мировую инициативу. Множество стран, от Панамы до Мадагаскара и от ЮАР до Новой Зеландии официально заявили о своей поддержке международного транспортного коридора.

Новый «шелковый путь» 21-го века – $1 триллион и 71 страна

За пять лет, прошедших после старта проекта, он уже получил множество различных названий – «шелковый путь 21-го века», «китайский план Маршалла», «самая масштабная стройка мира», подчеркивающих государственную борьбу за глобальное доминирование в мире и гигантский объем китайских инвестиций в более чем 60 стран.

Реализация проекта BRI означает, что китайские компании занялись строительством по всей планете в беспрецедентном масштабе и доминирование Китая в строительном секторе усиливается за счет местных подрядчиков.

Огромные суммы, которые получают китайские фирмы, не соответствуют маркетинговой компании, прославляющей «Пояс и путь» как пример глобального международного сотрудничества. Все указывает на то, что Китай таким образом выводит избыточные строительные мощности за пределы страны.

Мир начал волноваться

Естественно, что такой глобальный проект, затрагивающий, как минимум, половину планеты, привлекает к себе самое пристальное внимание. На сегодняшний день многие эксперты высказывают опасение о том, что Китай, по сути, развернул мировое «наступление в форме экономического империализма». Масштабное строительство позволяет Китаю получать весомые рычаги влияния на другие страны, особенно на бедные государства. Ситуацию усугубляют и накапливающиеся долги развивающихся стран, ведь ради участия в проекте они увеличивают свой внешний долг перед Китаем и, пока, не получают в замен роста товарооборота и притока туристов. Шри-Ланка, Джибути, Кыргызстан, Лаос, Мальдивы, Монголия, Черногория, Пакистан, Таджикистан – это далеко не полный перечь уже «пострадавших» стран, столкнувшихся с серьезными проблемами, связанными с участием в проекте BRI. Так, например, Таджикистан уже передал Китаю более 1,1 тыс. кв. км своей территории в качестве компенсации задолженности.

Новый «шелковый путь» 21-го века – $1 триллион и 71 страна

Многие аналитики обращают внимание на то, что практически все транспортные узлы по маршруту «Пояса и пути» являются объектами двойного назначения и могут быть использованы не только в коммерческих, но и в военных целях. Китай уже создал свою первую зарубежную военную базу в Джибути и обеспечивает перевозку войск и грузов именно по «Поясу и дороге».

Юридический ответ Китая

Для «успокоения» мировой общественности Китай планирует создать специальные международные суды в городах Шеньчжень и Сиань, бывшем центре исторического Великого шелкового пути. Эти специализированные суды будут решать все вопросы, связанные с BRI. Власти страны официально заявили, что они будут приглашать зарубежных экспертов для решения спорных вопросов и новые суды будут следовать международным правилам.

Правовые эксперты говорят, что суды, скорее всего, будут созданы по образцу судов Международного финансового центра Дубая и Международного коммерческого суда в Сингапуре, который уже заключил соглашение с Китаем о разрешении споров, связанных с BRI.

Тем не менее, многие аналитики всерьез обеспокоены складывающейся ситуацией, ведь проект «Пояс и путь» – это гораздо больше, чем простая совокупность транспортных коридоров и объектов инфраструктуры. BRI дает возможность Китаю навязать миру «свои правила игры», а новые суды, находящиеся под государственным контролем, будут принимать решения в пользу китайских компаний.

Новый «шелковый путь» 21-го века – $1 триллион и 71 страна

По материалам The Guardian

Статья была вам интересна? Мы старались для вас! Пожалуйста, поддержите нас репостом в соцсетях или обсудите материал на любимом форуме. Это очень поможет проекту. Спасибо!

Новости партнеров

Еще интересные публикации