
Красивое, беспилотное и сверхсовременное метро в Дохе – голландская архитектурная студия UNStudio завершила первый этап и сформировала 37 станций метрополитена в столице Катара.
Красота с восточным колоритом
Перед красивыми фотографиями и описанием замыслов архитекторов – просто факты:
- метрополитен в Дохе создан для Чемпионата мира по футболу 2022 года;
- беспилотная система метро работает в автоматическом режиме уровня GoA 4 и практически не требует вмешательства персонала;
- скорость движения поездов до 100 км/ч, что является одним из самых высоких показателей в мире для составов без машиниста;
- строительство началось в 2013 году под управлением международного консорциума из европейских компаний;
- первый участок красной линии с 13 станциями был открыт 8 мая 2019 года;
- на сегодняшний день реализовано три линии (красная, зеленая и золотая) с 37 станциями – архитектуру и дизайн сооружений сформировала студия UNStudio.
В центре столицы линии спрятана под землю, а на окраинах использованы эстакады. Стоимость реализации первого этапа из 37 станций и всей необходимой инфраструктурой оценивается в сумму около $40 млрд. Общая протяженность линий достигнет 163,8 км к началу Чемпионата мира по футболу 2022 года.

Голландская компания UNStudio осуществляла «полный архитектурный брендинг для осуществления пространственного качества и идентичности всей транспортной сети». Сформированный дизайн «отдает дань уважения региональной архитектуре Катара и уверенно шагает в будущее страны».
Недостаточно сделать метро красивым, современным, быстрым и надежным – учитывая восточные особенности, архитекторам необходимы было грамотно проработать всю планировку окружающего станции городского пространства.
Одна из ключевых целей дизайна – побудить местных жителей пользоваться общественным транспортом. Футбольный праздник пройдет, а метрополитен продолжит развиваться и к 2026 году общая протяженность линий достигнет 211,9 км.
UNStudio постарались создать «идеальные станции», а эффектные здания и эстакады метро стали постоянным напоминанием об альтернативе автомобилю. Новые транспортные магистрали пытаются сформировать новые привычки для городского сообщества.
Общая концепция дизайна станций метро соответствует восточной идее закрытых «караван-сараев», в которых собирались местные жители для отдыха от путешествий по торговым путям. Обобщенно говоря, в новых вестибюлях на всех станциях становится уютно и комфортно, спокойно и независимо от внешней жары.
Можно еще долго рассказывать про гибкость и эффективность адаптивного дизайна, про переосмысленные традиционные элементы архитектуры Катара, но суть всей работы студии UNStudio состоит в том, чтобы создать максимально комфортную обстановку в метро и «затянуть» местных жителей и гостей города в новую транспортную инфраструктуру.
Что в итоге? Метрополитен в Дохе удался на славу – сверхсовременный, беспилотный, скоростной и комфортный. Все станции буквально притягивают к себе внимание потенциальных пассажиров – зайди вовнутрь и тебе будет хорошо. Как оно получится на практике – увидим уже в ближайшие пару лет, а пока – можно только поздравить специалистов с успешным окончанием работ на 37 станциях самого современного метро в мире.
Фото от Hufton + Crow