
Башня, вышка (tower) или командно-диспетчерский пункт (КДП) – без этого заметного и высокого сооружения с большой площадью остекления трудно представить себе действующий аэропорт. Авиадиспетчеры или группа руководства полетами обязательно находятся в башне и осуществляет централизованное управление воздушным движением.
Недалеко от шведского горнолыжного центра Сэлен (Sälen) строится новый аэропорт, который станет первым в мире сооружением такого типа, спроектированным и построенным без традиционной башни КДП.
Цифровые башни в Скандинавских горах
Во всех современных аэропортах есть высокая диспетчерская вышка с большими окнами и круговым обзором. Естественно, что в случае нештатной ситуации группа руководства полетами может визуально наблюдать за обстановкой в небе. Но в повседневной реальной работе авиадиспетчер в основном доверяет изображению на мониторах – вот и решила известная шведская фирма Saab предложить вариант аэропорта с цифровой башней, без привычного сооружения вышки.

Подписанный контракт обязывает фирму установить компьютерную систему Saab R-TWR в аэропорту в течение 2018-2019 годов и начать работу цифровой диспетчерской башни с декабря 2019 года сроком на десять лет. Новый аэропорт будет обслуживать, в основном в зимнее время, несколько горнолыжных курортов и должен продемонстрировать преимущества и гибкость первой в мире централизованной полностью цифровой диспетчерской.

Виртуальный диспетчерский пункт может быть расположен в любом месте аэропорта или даже за его пределами. А вся необходимая информация будет бесперебойно поступать к группе руководства полетами от комплекса цифровых камер, обеспечивающих необходимый круговой обзор. Естественно, что компьютерная система будет интегрировать множество необходимых данных о передвижении самолетов и погодных условиях, предупреждать сотрудников о возможных нештатных ситуациях.

Применении системы Saab R-TWR позволит повысить надежность работы группы управления полетами и сэкономить значительные средства на организации работы авиадиспетчеров. Без громоздкой и дорогой вышки аэропорт будет полностью управляться из виртуальной диспетчерской.
Системы на основе виртуальной и дополненной реальности постепенно начинают завоевывать место в аэропортах. В прошлом году канадская фирма Searidge Technologies разработала для международного аэропорта Дубая систему EAVD, которая обеспечивает «расширенное видение» для диспетчеров.

По материалам Saab